Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
19:56 

Finder
Кого я обманываю? Всё это сейчас уже не имеет никакого смысла. Все мы взрослые и способны принимать самостоятельные и взвешенные решения. Отчётливо понимаем, что для нас хорошо, а что плохо. За ниточки уже никто не дёргает.
Музыка - как способ расслабиться.
Пять лет обучения практически подошли к концу, и стоит задуматься ещё над одной вещью, а именно второе высшее образование. Его я планирую получить к 28-30 годам. Психология конечно интересная штука, но вот тратить на неё 5 лет (пусть даже вечернего/заочного времени) у меня нет особого желания. Думаю это можно свести к курсам/семинарам или тренингам. Пару лет, около сотни книг и profit. Тогда что? Над этим вопросом стоит задуматься. Ответ будет после полугодовой практики и последующей трудовой деятельности.
На днях случайно столкнулся с термином «латентное торможение». Интересный феномен, который вы без труда на-Google-те. Но вопрос другой. Вы гений или псих?
Хочется ещё кое-что подметить. Вы наверняка сталкивались с такой вещью…мм.. как лень. Да, человек существо ленивое по своей природе. Придя на работу в первые пару дней/неделю вы будите замечать звонки телефонов в соседних кабинетах, лишние разговоры ну и т.д. А дальше - хуже. Ситуации идёт по накатанной. Не выполнил план-график отклонившись от нормы на 1%. А, что такое 1% ? В следующем месяце покрою. А всё из-за отсутствия мотивации и при этом имея стабильную з/п. Зная, что вам платят 50к за то что вы играете в косынку и раз в месяц приносите какие-то распечатки...На самом деле я хотел сказать о том, как этого избежать, как не превратиться в овоща, как заставить свой мозг постоянно функционировать и думать, как к старости остаться в здравом уме. Не знаю, чем забавляете свой мозг вы, а я читаю книги, по дороге куда-либо рассматриваю кого и что-либо тем самым тренируя внимательность, на скучных парах решаю простые математические уравнения ( начал с линейной алгебры, перебираюсь медленно по курсам вверх. Теория вероятностей, математическая статистика, арифметика в голове ). Есть ещё немного интересного чтива: Часть 1, Часть 2 и Текст подкатом.

Как сделать процесс обучения эффективным.

1. Стремитесь к тому, чтобы информация попала в долгосрочную память.
Когда новая информация попадает к нам через те или иные сенсоры, она сначала загружается в мгновенную память, в которой данные могут находиться, если мне не изменяет память, до 1–ой минуты. В качестве примера здесь может служить номер телефона заказа пиццы, который мы запоминаем только на время набора.

Далее, если информация представляет какой–либо интерес, она попадает в краткосрочную память, в которой может находиться не больше суток. Тут примером может служить подготовка типичного российского студента к экзамену — за ночь он учит материал, сдает экзамен и затем забывает большую часть предмета. Некоторые, поэтому, в качестве положительного момента обучения в ВУЗе говорят, что он учит усваивать большое количество информации за короткое время. На самом же деле, это не то, к чему следует стремиться. Чтобы информацией можно было пользоваться и выстраивать на ее основе суждения и выводы, необходимо, чтобы она попала в долгосрочную память и обросла различными нейронными связями (т.е. была связана с другой информацией, усвоенной ранее или позднее). Кстати, чем больше таких связей, тем быстрее мозг находит путь к такой информации.

Из этого пункта вытекает, что различные тесты и проверки обучающихся не следует проводить на следующий день после подачи нового материала. Не следует, также, предупреждать их о готовящемся тесте, если вы хотите проверить именно долгосрочную память (т.е. не хотите, чтобы студенты повторяли материал перед тестом).

2. Старайтесь найти значение и смысл для новой информации.
Когда мозг получает новую информацию, он принимает решение сохранять ее или нет в долгосрочную память, основываясь на количестве существующих нейронных связей, которые имеют отношение к этой информации. Под смыслом имеется в виду ранее усвоенная информация, под значением — то, что может оказать влияние на человека в дальнейшем. Например: дизайнер читает в жж, что Артемий Лебедев запретил курить в своей студии. Т.к. дизайнер не является курильщиком, но знает кто такой Тёма, то в новой информации содержится смысл, но отсутствует значение. Если бы дизайнер являлся курильщиком, то для него существовал бы и смысл и значение, и информация имела бы куда больше шансов на попадание в долгосрочную память.

3. Первая треть занятия — самая эффективная для усвоения новых знаний.
Любое занятие, будь то лекция, урок или семинар имеет так называемые прайм–таймы и даун–таймы. В прайм–тайм любая информация усваивается лучше всего, поэтому не следует проверять в это время домашнее задание, задавать вопросы, высказывать ложные гипотезы и т.п. — вся информация, даже если она неправильная, будет усвоена. Лучший вариант для прайм–тайма — давать новую информацию четко. При необходимости, все вопросы можно обсудить позже.

Прайм–таймы приходятся на начало и на конец занятия и составляют примерно по 1/3 от общего времени занятия. Причем, доля прайм–таймов обратно пропорциональна продолжительности занятия — самым оптимальным по продолжительности считается занятие длиной в 20–30 минут. Во–второй прайм–тайм (в конце занятия) следует подводить итоги и делать обзор изученного, чтобы закрепить материал.

В даун–тайм, когда мозг практически не усваивает информацию, следует сменить деятельность — обсудить изученное, обменяться мнениями, проверить домашнее задание и т.п.

4. Сон — важная часть процесса усвоения знаний.
Регулярный и достаточный (не меньше 7,5 часов) сон обязателен для усвоения новой информации и ее дальнейшей обработки. Когда мы спим, мозг продолжает обращаться к тем же участкам и нейронам, которые были использованы, когда он впервые получал информацию. По одному из предположений, это становится возможно благодаря отключению (или понижению чувствительности) соответствующих сенсоров (глаза закрыты, слух отключен и т.д.). Работая с этими участками мозг реорганизует их и укрепляет нейронные связи. Таким образом не только облегчается доступ к новой информации, но и происходит ее обработка, находятся новые решения задач. В проведенных экспериментах подтвердилось — выспавшиеся люди гораздо лучше запоминали новый материал предыдущего дня и эффективнее находили решения новых задач.

5. Учите новый материал только по необходимости.
Наиболее точно я определил для себя этот пункт на английском: learn on demand (не знаю, использовал ли кто–либо такой термин). Он означает, что для максимально эффективного усвоения материала нужна практическая задача, которую вам интересно решить. Причем, не что–то вроде «решить квадратное уравнение», что обычно предлагают в школе, а именно задача, которую нужно решить вам в реальном мире. На первый взгляд может показаться, что такие задачи не всегда можно подобрать, т.к. некоторые знания слишком «низкоуровневые» (как например знание алфавита), но это на самом деле не так. Просто более низкоуровневые знания требуют менее важных задач и наличие фантазии, только и всего.

Если вы боитесь, что что–то упускаете учась по такому принципу, спросите себя: сколько времени вы потратили бы на изучения материала который вам сейчас не нужен и желания учить который у вас нет? И это вместо того, чтобы уже решить, пусть и не большую, но вполне конкретную задачу и, таким образом, мотивировать себя учиться дальше.

6. Изменяйте обстановку и стимулируйте появление эмоций.
Мозг эффективней всего реагирует на изменения, поэтому новый материал запоминается удачно если что–то вокруг меняется. Могу поспорить, большинство из вас не помнит, где находился и чем был занят 10 сентября 2001–ого, но каждый прекрасно помнит, что делал 11 сентября того же года. Разумеется, пример не стоит воспринимать буквально, но даже небольшие позитивные изменения в обстановке, где проходит обучение, будут способствовать повышению эффективности.

Если это аудитория с определенным количеством учащихся — приглашайте иногда других лекторов или интересных личностей провести всю или часть лекции, появитесь на лекции в шортах или полосатом купальнике — я могу поспорить, что ваши студенты эту лекцию будут помнить до конца жизни. Идея, думаю, ясна.

Если вы учитесь самостоятельно (например, читаете мануал или книгу) — добравшись до нужных вам знаний поставьте приятную песню, съешьте шоколадку, отожмитесь 20 раз, позвоните другу и поделитесь своей радостью, посмотрите порно, ущипните себя за что–нибудь — все это может сыграть вам на руку.

Кроме того, контролируйте естественные условия в среде обучения. Слишком высокая температура, дегидрация организма и посторонний шум очень сильно ослабляют способность мозга воспринимать информацию. Умеренный солнечный свет и кислород, напротив, прибавляют мозгу уверенности.

7. Избегайте кнута и пряника.
Слишком много пряников, как и слишком большой кнут могут полностью свести на нет способность мозга что–либо учить. Попытки выучить материал, чтобы сдать экзамен и не попасть в армию — как раз пример неправильного стимулирования мозга за счет некоей угрозы. Чтобы процесс обучения был эффективным, преподавателям следовало бы использовать экзамены и тесты не как способ отсеять людей (это в лучшем случае так получается — в худшем им либо все равно, либо самоутвердиться норовят), а как способ обнаружить пробелы и слабые места и постараться их закрыть в будущем. Особенно важно, чтобы и студент понимал смысл таких проверок, не боялся делать ошибки и правильно готовился к подобным событиям (в частности, не прибегая к использованию краткосрочной памяти).

8. Используйте тот способ получения информации, который вам больше всего подходит.
Не все люди одинаковы и не все предпочитают получать информацию одним и тем же способом. Кто–то лучше усваивает материал, когда читает его сам, кто–то лучше запоминает речь, кто–то — схемы на доске и картинки. Определите, что наиболее эффективно для вас и старайтесь прибегать именно к этому способу.

URL
Комментарии
2010-10-02 в 22:11 

Лучше бы орфографию с пунктуацией подучил.

URL
2010-10-03 в 16:42 

А мне вот нравится о чём он пишет не зависимо от помарок.

URL
2010-10-03 в 20:20 

Finder
Не хочется хамить, но мне кажется, что у кого-то есть иные математические заботы, нежели чем сканирование текст на наличие ошибок. Хотя благодарю за замечание.

URL
   

Try_to_find?

главная